ЭССЕ
Автор: Обломова Л.А.,
педагог дополнительного образования
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но
верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает
каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть. Главная задача
педагога - заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую
активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить
в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость,
веру в то, что творить добро и красоту это значит - приносить людям радость.
Необходимым условием построения
современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры
личности является использование декоративно-прикладного искусства в
педагогической работе с детьми. Декоративно-прикладное искусство способствует
глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической,
познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и
рассматривается как часть материальной культуры. Искусство в силу своей
специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает
сильное воздействие на ребенка, который мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Воспитать любовь к прекрасному -
это значит ознакомить детей с различными
видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.
Декоративно-прикладное искусство
является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством
общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается
любовь к своему краю. Искусство хранит и передает новым поколениям национальные
традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство
народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них
художественный вкус. Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и
оценит то, что присуще искусству, что объединяет все виды, увидит то, что
отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных
жителей, их вкусов.
Соприкосновение с народным
декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой
народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту
творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых
возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются
образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей
стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы
народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и
развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и
художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского
декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные
способности – как художественные, так и интеллектуальные.
Особенность искусства как средства
воспитания заключается в том, что в нем сгущен, сконцентрирован творческий опыт
человека, духовное богатство. В художественных произведениях различных видов
искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся
миру общественной жизни и природы. В искусстве отражается человеческий духовный
мир, его чувства, вкусы, идеалы. Исключительно важной и необходимой является
задача научить маленького человека верно оценивать предметы народного искусства
с точки зрения эстетической и культурной ценности.
Анализ собственного опыта
эстетического воспитания детей позволил мне сделать следующие выводы:
Комплекс дидактических средств
художественно-эстетического воспитания детей предполагает учет принципа
комплексности в использовании всех возможных средств
художественно-эстетического воспитания и планировании педагогической системы.
При отборе методов, форм и приемов следует учитывать такие критерии, как
комфортная, радостная от процесса познания атмосфера; целостное развитие личности ребенка; разнообразные методы, учитывающие потребности
ребенка; игровая организация обучения, способствующая двигательной активности
детей; актерские способности педагога,
способствующие превращению детей в действующих лиц.
Эстетическое воспитание детей средствами
декоративно прикладного искусства — это процесс целенаправленного развития
способности личности ребенка к полноценному восприятию и правильному пониманию
прекрасного в искусстве и действительности. Он предусматривает выработку
системы художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание
эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается
стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться
против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к
посильному проявлению себя в искусстве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий