Образовательная программа


     Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы – художественно-эстетическая.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлены развивающим потенциалом прикладного творчества.  Прикладное творчество для детей – это начало систематического приобщения к удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества.

  Программа разработана на основе образовательной комплексной программы «Я познаю мир» студии дошкольного развития «Родничок» ГДДТДЮ г. Омска, составитель - педагог дополнительного образования Бястик Е.В. Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС к организации внеурочной деятельности и направлена на развитие детей средствами прикладного творчества.

 Цель программы:
развитие воображения, фантазии, чувственно - эмоциональной сферы личности ребенка средствами прикладного творчества.

Задачи:
- развивать первичные навыки у детей в рисовании, лепке, работе с бумагой;
- познакомить с различными материалами в изобразительной деятельности: красками (гуашь, акварель), цветными карандашами, цветными мелками и др., и с возможными их комбинациями;
- воспитывать творческую активность детей, что способствовало бы устойчивому желанию творить как самостоятельно, так и коллективно;
- развивать способности восприятия, особых качеств творческого воображения на основе соотношения индивидуального и коллективного, созидательных начал, связанных с передачей художественных традиций в различных видах изобразительного искусства.

Срок реализации программы – 1 год, 72 учебных часа, 2 часа в неделю. Возраст воспитанников -  6 - 8 лет. Программа предусматривает занятия с детьми без предварительного отбора. Количество детей в группе – 15 человек.
                                                                




Формы подведения итогов реализации программы
1 Анализ творческих работ.
Проверка результатов по направлениям:
  - по уровню развития графических навыков,
  - по технике лепки,
  - по уровню координации рук, 
  - по отношению к данному виду деятельности.
2. Диагностика.
3. Итоговые занятия по темам ( опрос, задание).
4. Викторина, выставка, презентация.
5. Оформление портфолио.
6. Творческое самоопределение.
7. Участие в конкурсах.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения воспитанники будут:
1. Самостоятельно выполнять задание.
  2. Узнавать и называть предметы геометрической формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник и т.д.
  3. Сравнивать предметы между собой.
  4. Работать с палитрой, гуашью, знать основные цвета.
  5. Уметь составлять законченную композицию на листе.
  6. Иметь навыки лепки из пластилина.
  7. Уметь пользоваться ножницами, бумагой и клеем.
  8. Пользоваться разными техниками изображения.
  9. Выражать свое настроение в рисунке.
  10. Проявлять творчество и фантазию.
  11. Эмоционально откликаться на различные события.
О наличии у детей творческих способностей будут свидетельствовать оригинальность их работ, отсутствие стандартных решений.

Программа будет способствовать развитию следующих универсальных учебных действий:

Познавательные общеучебные действия:
  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;
Логические УУД:
  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • Управление действиями партнера (оценка, коррекция)
Регулятивные УУД:
  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция;
  • Прогнозирование уровня усвоения;
  • Оценка;
  • Коррекция.

Тематический план
№п\п
Темы занятий
Кол-во часов
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Развитие мелкой моторики рук
           2


2
«Грибы»
2


3
«Морские волны»
2


4
Изображение из простых форм
2


5
Фигуры из треугольников
2


6
«Цветочная полянка»
2


7
«Занимательная геометрия»
2


8
«Город»
2


9
«Веселый лягушонок»
2


10
«Загадочные картинки»
2


11
«Жар-птица»
2


12
«День и ночь»
2


13
«Времена года»
2


14
Рисуем деревья
2


15
«Удивительный кувшин»
2


16
«Зимний лес»
2


17
«Чашки, чайники, тарелки»
2


18
«Фрукты в вазе»
2


19
«Звездное небо»
2


20
Дымковская сказочная страна
2


21
«Весенние зарисовки»
2


22
«Мир природы»
2


23
«Котёнок»
2


24
«Лебедь»
2


25
«Улитка и пироги»
2


26
«Где обедал воробей?»
2


27
Загадки зарисовки
2


28
Сказки зарисовки
2


29
«Карандаш»
2


30
«Девочка и её друг»
2


31
Сказки с заместителями
2


32
Задания -  тесты
2


33
Контрастные цвета
2


34
Складывание рисунков
2


35
«Настоящая картина»
2


36
«Настроение» О пользе карандаша и кисточки
2


Всего                                                                                         72      часа


Календарно-тематический план
детского объединения «Умелые ручки» (ФГОС)
Темы занятий
Кол-во
часов
IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V
1 Вводное занятие. Развитие мелкой моторики рук
2








«Грибы»
2








«Морские волны»
2








Изображение из простых форм
2








Фигуры из треугольников

2







«Цветочная полянка»

2







«Занимательная геометрия»

2







«Город»

2







«Веселый лягушонок»


2






«Загадочные картинки»


2






«Жар-птица»


2






«День и ночь»


2






«Времена года»


2






Рисуем деревья



2





«Удивительный кувшин»



2





«Зимний лес»



2





«Чашки, чайники, тарелки»



2





«Фрукты в вазе»




2




«Звездное небо»




2




Дымковская сказочная страна




2




«Весенние зарисовки»




2




«Мир природы»





2



«Котёнок»





2



«Лебедь»





2



«Улитка и пироги»





2



«Где обедал воробей?»






2


Загадки зарисовки






2


Сказки зарисовки






2


«Карандаш»






2


«Девочка и её друг»






2


Сказки с заместителями







2

Задания -  тесты







2

Контрастные цвета







2

Складывание рисунков







2

«Настоящая картина»








2
«Настроение» О пользе карандаша и кисточки








2


Содержание программы
1. Вводное занятие. Т.Б.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство c уставом ЦДТ. Развитие мелкой моторики рук...
2. Работа с бумагой. Мозаика из кусочков цветной бумаги.
Беседа о видах аппликации. Выполнение аппликации.
3. Работа с бумагой. Животное из спичечных коробков – «Крокодил»
Чтение сказки о крокодиле Гены. Изготовление крокодила
4. Работа с бумагой. Животное из  спичечных коробков – «Собака»
Знакомство c некоторыми породами собак.. Выполнение работы.
5. Работа с бумагой.
Животное из спичечных коробков -  «Кот - маска»
Беседа о масках. Изготовление маски.
6. Работа с бумагой. Животное из спичечных коробков -  «Веселые  маски»
Рассказ о карнавале. Творческая работа.
7. Работа с бумагой. Работа  с наждачной бумагой «Снеговик»
Знакомство c видами бумаги. Выполнение аппликации.
8. Работа с бумагой. Аппликация из гофрированной бумаги «Котенок» (объемная).
Познакомить c видами гофрированной бумаги. Работа по образцу.
9. Работа с бумагой. Аппликация из гофрированного картона «Мухомор»
Беседа о грибах. Самостоятельная работа.
10. Работа с бумагой. Аппликация из гофрированного картона «Елочка»
Знакомство c экологией. Коллективная работа.
11. Работа с бумагой. Оригами « Рыбка»
История оригами. Складывание фигуры и самостоятельное оформление.
12.
Работа с бумагой. Оригами «Собачка»
Составление технологической карты. Самостоятельная работа.
13. Работа с бумагой. Оригами «Лебедь»
Прослушивание песни «Лебединая верность». Складывание фигуры.
14. Работа с бумагой. Объемная аппликация «Букет»
Знакомство c икебаной. Составление букета.
15. Работа с бумагой. Объемная аппликация «Полянка»
Беседа о природе. Коллективная работа.
16. Работа с бумагой. Рваная аппликация «Цветы в вазе»
Особенности рваной аппликации. Работа по образцу.
17. Работа с бумагой. Открытка к новому году «Ажурная елочка»
История праздника. Изготовление открытки.
18. Работа с бумагой. Открытка в рамке.
Рассматривание и обсуждение  открыток. Творческая работа.
19. Работа с бумагой. «Стаканчик» из бумаги.
Знакомство c новой техникой работы « мокрая бумага». Выполнение работы и её оформление.
20. Работа с бумагой. «Вазочка» из бумаги.
Виды ваз. Выполнение работы и творческое оформление.
21. Работа с бумагой. Коллаж «Ежик»

Знакомство c новым направлением декоративно-прикладного творчества. Изготовление работы.
22. Работа с бумагой. Коллаж «Рыбка»
Беседа о декоративных рыбках. Работа c готовым материалом по рисунку на готовом трафарете.
23. Работа с бумагой. Коллаж «Сова»

Беседа о ночных обитателях. Изготовление работы.
24. Работа с бумагой. Коллаж «Петушок»
Беседа о русских народных сказках. Самостоятельная работа.
25. Работа с древесиной. Аппликация из опилок «Мышонок»
Сказочно-игровая ситуация о глупом мышонке. Составление аппликации.
26. Работа с древесиной. Аппликация из опилок «Петушок»
Беседа о домашних птицах. Выполнение предметной аппликации.
27. Работа с древесиной. Коллективная  аппликация из опилок «Новый год»
История деда мороза. Составление эскиза. Коллективная творческая работа.
28. Работа с древесиной. Композиция из спичек «Лошадка»
Беседа о домашних животных. Выполнение работы по образцу.
29. Работа с древесиной. Изделие из стружки «Петушок»
Знакомство со свойствами древесины. Составление композиции. Выполнение работы.
30. Работа с древесиной. Изделие из стружки «Букет»
Бережное отношение к лесу. Составление композиции, выполнение работы.
31.Хлебо -булочные изделия.
Беседа «Отношение к хлебу» .Рассматривание образцов, выполнение работы.
32. Лепка из пластилина. «Барыня»

Кто такая барыня? Лепим куклу.
33.Лепка из пластилина «Украшение для барыни»
Рассказ об украшения. Выполнения работы по образцу.

34. Лепка из пластилина  «Конь»
Рассказ о животных. Умение лепить животных.
35. Лепка из пластилина «Украшение коня»
Аксессуары  для животных. Индивидуально -коллективная работа.
36. Лепка из пластилина «Стол для чаепития»

Беседа» сервировка стола для чаепития».  Коллективная работа.
37. Лепка из пластилина «Барин»
Продолжить знакомство с народным промыслом.  Выполнение работы.
38. Лепка из пластилина «Украшение для барина»
Беседа о русском народном костюме. Творческая работа.
39. Лепка из пластилина «Чайная посуда»
Беседа о чайной церемонии. Выполнение работы.
40. Лепка из пластилина «Лисичка»
Ознакомление геометрическими фигурами. Лепка лисички.
41.Лепка из пластилина «Зайчик»
Закрепление геометрических фигур. Лепка зайчик.
42. Мини- выставка по темам лепка из пластилина.
Беседа о выставке. Оформление выставке.
43. Печатание на пластилине «Цыплята»
Рассказ истории цыплёнка как он путешествовал по лесным тропинкам. Учить детей делать рельефные изображения, используя стилизацию и декоративную обработку поверхности на пластилине.
44. Печатание на пластилине «Замок»

 Рассказ о сказочном замке, где жил  добрый волшебник. Учить детей компоновать многофигурные изображения, научить печатать на пластилине. Изготовлять шаблоны из картона,
45. Рисование жгутиками из пластилина « Цветок»
Знакомить с приёмом  ленточного  кругового налета.  Учить изображать цветок и выкладывать его жгутиками.
46. Рисование жгутиками  из пластилина «Рыбки склярии»
Рассказ о  многообразии видов рыб склярии и формы.  Наметить рисунок рыбки на основе и выкладывать пластилиновые жгутики.
47. Рельефная  лепка из пластилина на блюдах «Блюда»
Беседа о рельефной лепке из пластилина  на блюде,  о связи  их с бытом, как украшение. Расширить представление о традиционной культуре.    Нанесение  рисунка  пластилином  различными давилками по общему контуру.
48. Рельефная  лепка из пластилина на блюдах «Бабочки»
Беседа  о различных композициях и предметов для украшения в рельефной лепке на блюде.      Нанести рисунок бабочки и налепить по контуру рисунка пластилином. затем вылепить детали бабочки.
49. Рельефная  лепка из пластилина на блюдах «Гроздь винограда»
Беседа о рельефном изображении простыми сюжетными композициями.  Нанести рисунок на блюдо и налепить по контору рисунка шарики.
50. Рельефная  лепка из пластилина на блюдах «Кот»
Беседа о различной композиции и умение создавать художественный  образ.   Нанести  изображение кота на блюде, затем вылепить детали рисунка.
51. Рельефная  лепка из пластилина на блюдах «Ваза с фруктами»
Знакомство с объёмными рельефными изображениями.  Нанести рисунок на блюдо и налепить по контуру рисунка  шарики для получения объёма. затем вылепить детали рисунка .
52. Лепка из пластилина на блюдах забавные животные «Улитка»
Рассказ о забавном приключении улитки и её друзей.  Раскатать необходимое количество цветных полосок и вылепить ими нанесённый рисунок.
53. Рисование. «Где обедал воробей?
Беседа о птицах. Учить располагать формы на листе и наклеивать их.
54. Рисование. «Загадки»
Загадать загадки. Изобразить ответы рисунком.
55. Рисование. «Сказки - зарисовки»
Сказочно - игровая ситуация.  Учить клеить детали в определённом порядке.
56. Рисование. «Карандаш»
Беседа о том какого цвета бывают карандаши. Уметь передавать сюжеты на бумаге.
57. Рисование. «Девочка и ее друг»
Беседа о друзьях. Наклеивать предметы в определённой последовательности.
58. Рисование. «Сказки с заместителями»
Придумывания истории с геометрическими фигурами. Оформить  аппликативно или нарисовать.
59. Рисование. «Задания - тесты»
Стимулировать интеллектуальную активность детей. Лепить фигуры по замыслу.
60. Рисование. «Контрастные цвета»
Беседа о тёплых и холодных цветах. Изобразить день и ночь методом аппликации.
61. Рисование. «Складывание рисунка»
Сказочно - игровая ситуация. Наклеивать силуэты по полосе в ряд.
62. Рисование. «Настоящая картина»
Сказочно - игровая ситуация.   Учить составлять многофигурную композицию.
63. Рисование. «Настроение»
Сказочно - игровая ситуация.  Учить наклеивать силуэты.
64. Рисование. «Утренние лучи»
Сказочно- игровая ситуация о лучах. Определять тёплые и холодные цвета.
65. Рисование. «Мир природы»
Беседа о природе. Учить составлять многофигурную композицию методом аппликации.
66. Рисование. «Натюрморт»
Беседа с детьми о понятии колорита и живописи.  Нарисовать хоровод, провести кружочек, а на нём мышки.
67. Рисование. «Курочка и цыплятки»
Рассказ о том, как жили в деревне курочка с цыплятами.  Рисовать кружочки большие и маленькие.
68. Рисование. «Котёнок»
Беседа о котёнке. Учить детей лепить форму котёнка,
69. Рисование. «Лебедь»
Развивать сюжетно - игровой замысел. Закрепить умение наклеивать из частей бумаги.
70. Рисование. «Улитка и пироги»
Развивать сюжетно - игровой замысел. Закреплять умение из полосок пластилина составлять фигуру.
71. Мероприятие
Поднять настроение. Стимулировать интеллектуальную активность детей
72. Мероприятие
Поднять настроение. Стимулировать интеллектуальную активность детей


Комментариев нет:

Отправить комментарий