Пояснительная записка
Направленность
дополнительной образовательной программы – художественно-эстетическая.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
обусловлены развивающим потенциалом прикладного творчества. Прикладное творчество для детей – это начало
систематического приобщения к удивительному миру искусства, к миру прекрасного,
это первый шаг на пути к познанию азов художественного творчества.
Программа разработана на основе
образовательной комплексной программы «Я познаю мир» студии дошкольного
развития «Родничок» ГДДТДЮ г. Омска, составитель - педагог дополнительного
образования Бястик Е.В. Программа разработана в соответствии с требованиями
ФГОС к организации внеурочной деятельности и направлена на развитие детей
средствами прикладного творчества.
Цель
программы:
развитие воображения,
фантазии, чувственно - эмоциональной сферы личности ребенка средствами
прикладного творчества.
Задачи:
- развивать первичные
навыки у детей в рисовании, лепке, работе с бумагой;
- познакомить с
различными материалами в изобразительной деятельности: красками (гуашь,
акварель), цветными карандашами, цветными мелками и др., и с возможными их комбинациями;
- воспитывать творческую
активность детей, что способствовало бы устойчивому желанию творить как самостоятельно,
так и коллективно;
- развивать способности
восприятия, особых качеств творческого воображения на основе соотношения
индивидуального и коллективного, созидательных начал, связанных с передачей
художественных традиций в различных видах изобразительного искусства.
Срок реализации программы
– 1 год, 72 учебных часа, 2 часа в неделю. Возраст воспитанников - 6 - 8 лет. Программа предусматривает занятия
с детьми без предварительного отбора. Количество детей в группе – 15 человек.
Формы
подведения итогов реализации программы
1 Анализ творческих работ.
Проверка результатов по направлениям:
- по уровню
развития графических навыков,
- по технике
лепки,
- по уровню
координации рук,
- по
отношению к данному виду деятельности.
2. Диагностика.
3. Итоговые занятия по темам ( опрос, задание).
4. Викторина, выставка, презентация.
5. Оформление портфолио.
6. Творческое самоопределение.
7. Участие в конкурсах.
Ожидаемые
результаты
По окончании обучения воспитанники будут:
1.
Самостоятельно выполнять задание.
2. Узнавать и
называть предметы геометрической формы: круг, треугольник, квадрат,
прямоугольник и т.д.
3. Сравнивать
предметы между собой.
4. Работать с
палитрой, гуашью, знать основные цвета.
5. Уметь
составлять законченную композицию на листе.
6. Иметь навыки
лепки из пластилина.
7. Уметь
пользоваться ножницами, бумагой и клеем.
8. Пользоваться
разными техниками изображения.
9. Выражать свое
настроение в рисунке.
10. Проявлять
творчество и фантазию.
11. Эмоционально
откликаться на различные события.
О наличии у детей творческих способностей будут свидетельствовать
оригинальность их работ, отсутствие стандартных решений.
Программа будет
способствовать развитию следующих универсальных учебных действий:
Познавательные общеучебные действия:
- Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
- Выделение познавательной цели;
- Выбор наиболее эффективного способа решения;
- Смысловое чтение;
Логические УУД:
- Анализ объектов
- Синтез как составление частей целого;
- Доказательство;
- Установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД:
- Постановка вопросов;
- Умение выражать свои мысли полно и точно;
- Управление действиями партнера (оценка, коррекция)
Регулятивные УУД:
- Целеполагание;
- Волевая саморегуляция;
- Прогнозирование уровня усвоения;
- Оценка;
- Коррекция.
Тематический план
№п\п
|
Темы занятий
|
Кол-во часов
|
Теория
|
Практика
|
1
|
Вводное
занятие. Развитие мелкой моторики рук
|
2
|
||
2
|
«Грибы»
|
2
|
||
3
|
«Морские
волны»
|
2
|
||
4
|
Изображение
из простых форм
|
2
|
||
5
|
Фигуры
из треугольников
|
2
|
||
6
|
«Цветочная
полянка»
|
2
|
||
7
|
«Занимательная
геометрия»
|
2
|
||
8
|
«Город»
|
2
|
||
9
|
«Веселый
лягушонок»
|
2
|
||
10
|
«Загадочные
картинки»
|
2
|
||
11
|
«Жар-птица»
|
2
|
||
12
|
«День
и ночь»
|
2
|
||
13
|
«Времена
года»
|
2
|
||
14
|
Рисуем
деревья
|
2
|
||
15
|
«Удивительный
кувшин»
|
2
|
||
16
|
«Зимний
лес»
|
2
|
||
17
|
«Чашки,
чайники, тарелки»
|
2
|
||
18
|
«Фрукты
в вазе»
|
2
|
||
19
|
«Звездное
небо»
|
2
|
||
20
|
Дымковская
сказочная страна
|
2
|
||
21
|
«Весенние
зарисовки»
|
2
|
||
22
|
«Мир
природы»
|
2
|
||
23
|
«Котёнок»
|
2
|
||
24
|
«Лебедь»
|
2
|
||
25
|
«Улитка
и пироги»
|
2
|
||
26
|
«Где
обедал воробей?»
|
2
|
||
27
|
Загадки
зарисовки
|
2
|
||
28
|
Сказки
зарисовки
|
2
|
||
29
|
«Карандаш»
|
2
|
||
30
|
«Девочка
и её друг»
|
2
|
||
31
|
Сказки
с заместителями
|
2
|
||
32
|
Задания
- тесты
|
2
|
||
33
|
Контрастные
цвета
|
2
|
||
34
|
Складывание
рисунков
|
2
|
||
35
|
«Настоящая
картина»
|
2
|
||
36
|
«Настроение»
О пользе карандаша и кисточки
|
2
|
Всего
72 часа
Календарно-тематический план
детского объединения «Умелые
ручки» (ФГОС)
Темы занятий
|
Кол-во
часов
IX
|
X
|
XI
|
XII
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
1 Вводное
занятие. Развитие мелкой моторики рук
|
2
|
||||||||
«Грибы»
|
2
|
||||||||
«Морские
волны»
|
2
|
||||||||
Изображение
из простых форм
|
2
|
||||||||
Фигуры
из треугольников
|
2
|
||||||||
«Цветочная
полянка»
|
2
|
||||||||
«Занимательная
геометрия»
|
2
|
||||||||
«Город»
|
2
|
||||||||
«Веселый
лягушонок»
|
2
|
||||||||
«Загадочные
картинки»
|
2
|
||||||||
«Жар-птица»
|
2
|
||||||||
«День
и ночь»
|
2
|
||||||||
«Времена
года»
|
2
|
||||||||
Рисуем
деревья
|
2
|
||||||||
«Удивительный
кувшин»
|
2
|
||||||||
«Зимний
лес»
|
2
|
||||||||
«Чашки,
чайники, тарелки»
|
2
|
||||||||
«Фрукты
в вазе»
|
2
|
||||||||
«Звездное
небо»
|
2
|
||||||||
Дымковская
сказочная страна
|
2
|
||||||||
«Весенние
зарисовки»
|
2
|
||||||||
«Мир
природы»
|
2
|
||||||||
«Котёнок»
|
2
|
||||||||
«Лебедь»
|
2
|
||||||||
«Улитка
и пироги»
|
2
|
||||||||
«Где
обедал воробей?»
|
2
|
||||||||
Загадки
зарисовки
|
2
|
||||||||
Сказки
зарисовки
|
2
|
||||||||
«Карандаш»
|
2
|
||||||||
«Девочка
и её друг»
|
2
|
||||||||
Сказки
с заместителями
|
2
|
||||||||
Задания
- тесты
|
2
|
||||||||
Контрастные
цвета
|
2
|
||||||||
Складывание
рисунков
|
2
|
||||||||
«Настоящая
картина»
|
2
|
||||||||
«Настроение»
О пользе карандаша и кисточки
|
2
|
Содержание
программы
1. Вводное занятие. Т.Б.
|
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство c уставом ЦДТ. Развитие мелкой моторики рук...
|
2. Работа с бумагой. Мозаика из кусочков цветной бумаги.
|
Беседа о видах аппликации. Выполнение аппликации.
|
3. Работа с бумагой. Животное из спичечных коробков –
«Крокодил»
|
Чтение сказки о крокодиле Гены. Изготовление крокодила
|
4. Работа с бумагой. Животное из спичечных коробков – «Собака»
|
Знакомство c некоторыми породами собак.. Выполнение работы.
|
5. Работа с бумагой.
Животное из спичечных коробков - «Кот - маска»
|
Беседа о масках. Изготовление маски.
|
6. Работа с бумагой. Животное из спичечных коробков
- «Веселые маски»
|
Рассказ о карнавале. Творческая работа.
|
7. Работа с бумагой. Работа с наждачной бумагой «Снеговик»
|
Знакомство c видами бумаги. Выполнение аппликации.
|
8. Работа с бумагой. Аппликация из гофрированной бумаги
«Котенок» (объемная).
|
Познакомить c видами гофрированной бумаги. Работа по образцу.
|
9. Работа с бумагой. Аппликация из гофрированного
картона «Мухомор»
|
Беседа о грибах. Самостоятельная работа.
|
10. Работа с бумагой. Аппликация из гофрированного
картона «Елочка»
|
Знакомство c экологией. Коллективная работа.
|
11. Работа с бумагой. Оригами « Рыбка»
|
История оригами. Складывание фигуры и самостоятельное
оформление.
|
12.
Работа с бумагой. Оригами «Собачка»
|
Составление технологической карты. Самостоятельная
работа.
|
13. Работа с бумагой. Оригами «Лебедь»
|
Прослушивание песни «Лебединая верность». Складывание
фигуры.
|
14. Работа с бумагой. Объемная аппликация «Букет»
|
Знакомство c икебаной. Составление букета.
|
15. Работа с бумагой. Объемная аппликация «Полянка»
|
Беседа о природе. Коллективная работа.
|
16. Работа с бумагой. Рваная аппликация «Цветы в вазе»
|
Особенности рваной аппликации. Работа по образцу.
|
17. Работа с бумагой. Открытка к новому году «Ажурная
елочка»
|
История праздника. Изготовление открытки.
|
18. Работа с бумагой. Открытка в рамке.
|
Рассматривание и обсуждение открыток. Творческая работа.
|
19. Работа с бумагой. «Стаканчик» из бумаги.
|
Знакомство c новой техникой работы « мокрая бумага». Выполнение работы и
её оформление.
|
20. Работа с бумагой. «Вазочка» из бумаги.
|
Виды ваз. Выполнение работы и творческое оформление.
|
21. Работа с бумагой. Коллаж «Ежик»
|
Знакомство c новым направлением декоративно-прикладного творчества.
Изготовление работы.
|
22. Работа с бумагой. Коллаж
«Рыбка»
|
Беседа о декоративных рыбках. Работа c готовым материалом по рисунку на
готовом трафарете.
|
23. Работа с бумагой. Коллаж
«Сова»
|
Беседа о ночных обитателях. Изготовление работы.
|
24. Работа с бумагой. Коллаж «Петушок»
|
Беседа о русских народных сказках. Самостоятельная
работа.
|
25. Работа с древесиной. Аппликация из опилок «Мышонок»
|
Сказочно-игровая ситуация о глупом мышонке. Составление
аппликации.
|
26. Работа с древесиной. Аппликация из опилок «Петушок»
|
Беседа о домашних птицах. Выполнение предметной
аппликации.
|
27. Работа с древесиной. Коллективная аппликация из опилок «Новый год»
|
История деда мороза. Составление эскиза. Коллективная
творческая работа.
|
28. Работа с древесиной. Композиция из спичек «Лошадка»
|
Беседа о домашних животных. Выполнение работы по
образцу.
|
29. Работа с древесиной. Изделие из стружки «Петушок»
|
Знакомство со свойствами древесины. Составление
композиции. Выполнение работы.
|
30. Работа с древесиной. Изделие из стружки «Букет»
|
Бережное отношение к лесу. Составление композиции,
выполнение работы.
|
31.Хлебо -булочные изделия.
|
Беседа «Отношение к хлебу» .Рассматривание образцов,
выполнение работы.
|
32. Лепка из пластилина. «Барыня»
|
Кто такая барыня? Лепим куклу.
|
33.Лепка из пластилина «Украшение для барыни»
|
Рассказ об украшения. Выполнения работы по образцу.
|
34. Лепка из пластилина
«Конь»
|
Рассказ о животных. Умение лепить животных.
|
35. Лепка из пластилина «Украшение коня»
|
Аксессуары для
животных. Индивидуально -коллективная работа.
|
36. Лепка из пластилина «Стол
для чаепития»
|
Беседа» сервировка стола для чаепития». Коллективная работа.
|
37. Лепка из пластилина «Барин»
|
Продолжить знакомство с народным промыслом. Выполнение работы.
|
38. Лепка из пластилина «Украшение для барина»
|
Беседа о русском народном костюме. Творческая работа.
|
39. Лепка из пластилина «Чайная посуда»
|
Беседа о чайной церемонии. Выполнение работы.
|
40. Лепка из пластилина «Лисичка»
|
Ознакомление геометрическими фигурами. Лепка лисички.
|
41.Лепка из пластилина «Зайчик»
|
Закрепление геометрических фигур. Лепка зайчик.
|
42. Мини- выставка по темам лепка из пластилина.
|
Беседа о выставке. Оформление выставке.
|
43. Печатание на пластилине «Цыплята»
|
Рассказ истории цыплёнка как он путешествовал по лесным
тропинкам. Учить детей делать рельефные изображения, используя стилизацию и
декоративную обработку поверхности на пластилине.
|
44. Печатание на пластилине
«Замок»
|
Рассказ о
сказочном замке, где жил добрый
волшебник. Учить детей компоновать многофигурные изображения, научить
печатать на пластилине. Изготовлять шаблоны из картона,
|
45. Рисование жгутиками из
пластилина « Цветок»
|
Знакомить с приёмом
ленточного кругового
налета. Учить изображать цветок и
выкладывать его жгутиками.
|
46. Рисование жгутиками
из пластилина «Рыбки склярии»
|
Рассказ о
многообразии видов рыб склярии и формы. Наметить рисунок рыбки на основе и
выкладывать пластилиновые жгутики.
|
47. Рельефная
лепка из пластилина на блюдах «Блюда»
|
Беседа о рельефной лепке из пластилина на блюде,
о связи их с бытом, как
украшение. Расширить представление о традиционной культуре. Нанесение
рисунка пластилином различными давилками по общему контуру.
|
48. Рельефная
лепка из пластилина на блюдах «Бабочки»
|
Беседа о
различных композициях и предметов для украшения в рельефной лепке на
блюде. Нанести рисунок бабочки и
налепить по контуру рисунка пластилином. затем вылепить детали бабочки.
|
49. Рельефная
лепка из пластилина на блюдах «Гроздь винограда»
|
Беседа о рельефном изображении простыми сюжетными
композициями. Нанести рисунок на блюдо
и налепить по контору рисунка шарики.
|
50. Рельефная
лепка из пластилина на блюдах «Кот»
|
Беседа о различной композиции и умение создавать
художественный образ. Нанести
изображение кота на блюде, затем вылепить детали рисунка.
|
51. Рельефная
лепка из пластилина на блюдах «Ваза с фруктами»
|
Знакомство с объёмными рельефными изображениями. Нанести рисунок на блюдо и налепить по
контуру рисунка шарики для получения
объёма. затем вылепить детали рисунка .
|
52. Лепка из пластилина на блюдах забавные животные
«Улитка»
|
Рассказ о забавном приключении улитки и её друзей. Раскатать необходимое количество цветных
полосок и вылепить ими нанесённый рисунок.
|
53. Рисование. «Где обедал воробей?
|
Беседа о птицах. Учить располагать формы на листе и
наклеивать их.
|
54. Рисование. «Загадки»
|
Загадать загадки. Изобразить ответы рисунком.
|
55. Рисование. «Сказки - зарисовки»
|
Сказочно - игровая ситуация. Учить клеить детали в определённом порядке.
|
56. Рисование. «Карандаш»
|
Беседа о том какого цвета бывают карандаши. Уметь
передавать сюжеты на бумаге.
|
57. Рисование. «Девочка и ее друг»
|
Беседа о друзьях. Наклеивать предметы в определённой
последовательности.
|
58. Рисование. «Сказки с заместителями»
|
Придумывания истории с геометрическими фигурами.
Оформить аппликативно или нарисовать.
|
59. Рисование. «Задания - тесты»
|
Стимулировать интеллектуальную активность детей. Лепить
фигуры по замыслу.
|
60. Рисование. «Контрастные цвета»
|
Беседа о тёплых и холодных цветах. Изобразить день и
ночь методом аппликации.
|
61. Рисование. «Складывание
рисунка»
|
Сказочно - игровая ситуация. Наклеивать силуэты по
полосе в ряд.
|
62. Рисование. «Настоящая картина»
|
Сказочно - игровая ситуация. Учить составлять многофигурную композицию.
|
63. Рисование. «Настроение»
|
Сказочно - игровая ситуация. Учить наклеивать силуэты.
|
64. Рисование. «Утренние лучи»
|
Сказочно- игровая ситуация о лучах. Определять тёплые и
холодные цвета.
|
65. Рисование. «Мир природы»
|
Беседа о природе. Учить составлять многофигурную
композицию методом аппликации.
|
66. Рисование. «Натюрморт»
|
Беседа с детьми о понятии колорита и живописи. Нарисовать хоровод, провести кружочек, а на
нём мышки.
|
67. Рисование. «Курочка и
цыплятки»
|
Рассказ о том, как жили в деревне курочка с
цыплятами. Рисовать кружочки большие и
маленькие.
|
68. Рисование. «Котёнок»
|
Беседа о котёнке. Учить детей лепить форму котёнка,
|
69. Рисование. «Лебедь»
|
Развивать сюжетно - игровой замысел. Закрепить умение
наклеивать из частей бумаги.
|
70. Рисование. «Улитка и пироги»
|
Развивать сюжетно - игровой замысел. Закреплять умение
из полосок пластилина составлять фигуру.
|
71. Мероприятие
|
Поднять настроение. Стимулировать интеллектуальную
активность детей
|
72. Мероприятие
|
Поднять настроение. Стимулировать интеллектуальную
активность детей
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий