Внеурочная деятельность


Организация внеурочной деятельности в соответствии  с требованиями
ФГОС ООО
В соответствии с ФГОС ООО основная образовательная программа основного общего образования реализуется общеобразовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность, под которой следует  понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной (кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции,  школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики, военно-патриотические объединения и т. д.), и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, в первую очередь, личностных и метапредметных результатов.
В связи с этим следует учитывать, что в ходе внеурочной деятельности обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Для успешной организации внеурочной деятельности необходимо проведение ряда мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому.
 Внеурочная деятельность в образовательном учреждении может осуществляться через:
·  учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной);
·  дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования);
·  образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
·  организацию деятельности групп продленного дня;
·  классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);
·  деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования;
·  инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности.
В рамках ФГОС ООО выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное[1].
При организации внеурочной деятельности по предусмотренным ФГОС ООО  направлениям с целью обеспечения разностороннего развития личности учащегося рекомендуется равномерно распределять имеющееся для этого время и иные ресурсы. Разработка программ внеурочной деятельности должна осуществляться на основе разработанных методических рекомендаций[2]
В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении рекомендуется использовать план внеурочной деятельности, который можно включить в организационный раздел основной образовательной программы. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы, формы и способы организации внеурочной деятельности образовательное учреждение определяет самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.
Согласно п.16 ст.50 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
Следовательно, та часть внеурочной деятельности, часы которой включены в учебный план образовательного учреждения (в рамках части, формируемой участниками образовательного процесса), является обязательной для посещения и на нее распространяются ограничения, накладываемые п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821 – 10 (о максимальной величине недельной нагрузки).
Внеурочная деятельность, реализуемая в рамках функциональных обязанностей классных руководителей, педагогов дополнительного образования и других педагогических работников, деятельность которых не регламентирована учебных планом образовательного учреждения, является необязательной для посещения.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности общеобразовательные учреждения муниципальных (государственных) заданий, формируемых учредителем, используют возможности учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта.
В качестве возможных направлений взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей в условиях реализации внеурочной деятельности можно выделить:
- реализацию курсов внеурочной деятельности;
- обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся (например, сопровождение индивидуальных учебных планов для одаренных детей);
- организацию тематических каникулярных лагерных смен, летних школ;
- организацию программ, входящих в ООП НОО (например, программу  формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни);
- учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП НОО;
- создание условий для реализации ООП НОО, в первую очередь кадровых (например, через деятельность стажировочных площадок), материально-технических (через модель базового учреждения в рамках сетевого взаимодействия) и др.
При осуществлении такого взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей важно помнить, что внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО, что накладывает определенные ограничения  на программы курсов внеурочной деятельности в аспекте ее структуры, содержания, направлений, методического инструментария.
При организации взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей использовать «Методические рекомендации по организации дополнительного образования в общеобразовательной школе в условиях  введения стандартов нового поколения» (письмо комитета общего и профессионального образования Ленинградской области  от 21 июля 2011 г. № 19-3647/11)


[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.  Ст. 13.
[2] Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя./Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

Комментариев нет:

Отправить комментарий