четверг, 29 ноября 2012 г.

Обобщение педагогического опыта


«Развитие творческого потенциала воспитанников средствами декоративно-прикладного творчества
в условиях реализации ФГОС»

Автор: Обломова Л.А.,
педагог дополнительного образования
Порыв к творчеству может так же легко угаснуть,
 как и возник, если оставить его без пищи.
 К.Г. Паустовский
 
Тема педагогического опыта обусловлена:
- воспитательным и развивающим потенциалом видов декоративно-прикладного искусства;
- возможностью организации внеурочной деятельности обучающихся;
- социальным заказом в рамках интеграции дополнительного и общего образования в условиях внедрения ФГОС.

Актуальность
В современном обществе стремительно возрастает потребность в воспитании творческой, неординарно мыслящей личности. Изменения потребностей общественного развития обуславливает смену в образовании научно-технократической парадигмы на гуманитарно-культурологическую. Основной ценностью становится сам человек, его внутренний мир, специфика индивидуального процесса познания и обретения опыта эмоционально-ценностных отношений. То есть, если прежняя парадигма образования в основном ориентировалась на образование, то современная - на развитие творческих способностей и формирование культуры личности. Изменения в социально-экономической, нравственной и культурной среде вносят корректировки в само понятие «творческая личность», которая в современной психолого-педагогической литературе трактуется как личность социально адаптированная, способная к активным и творческим преобразованиям окружающего мира в любом виде деятельности, к поиску оптимальных оригинальных решений на поставленные задачи. В соответствии с идеями модернизации российского образования трансформируются цели образовательного и воспитательного процессов, которые в нашей стране осуществляются в рамках систем дошкольного, школьного и дополнительного образования, интеграция и взаимодействие которых создают вокруг ребенка единое образовательное пространство, где приоритеты отдаются организации «социальной ситуации развития» (Л. С. Выготский), т. е. ситуаций общения, интеллектуального и эмоционального обогащения.
Федеральные государственные образовательные стандарты называют результатами современного образования развитие личности ребенка, наращивание его ресурсов: личностных, надпредметных, межпредметных. Понимание характера творческого потенциал ребенка как личностного ресурса обусловило цель моей педагогической деятельности.
Цель: развитие творческого потенциала воспитанников средствами декоративно-прикладного творчества в условиях реализации ФГОС.
             
                Инновационный характер педагогического опыта обусловлен тем, что он осуществляется в условиях модернизации образования, предполагающих внедрение федеральных государственных образовательных стандартов. Методологическую основу педагогического опыта составляют системно-деятельностный подход, развивающее обучение.

Задачи педагогической деятельности:
1.                                               Обеспечить теоретическое, программное сопровождение собственной педагогической деятельности.
2.                                               Осуществить процесс реализации образовательной программы с учетом принципов системно-деятельностного подхода и развивающего обучения.
3.                                               Развивать творческую активность воспитанников, универсальные учебные действия.
4.                                               Осуществлять мониторинг результатов деятельности, необходимую коррекцию процесса обучения.

Условия формирования педагогического опыта

Традиционно формированием системы знаний, общеучебных умений и навыков занимается система школьного образования. Дополнительное образование определяется как фактор развития склонностей, способностей и интересов, становления активной жизненной позиции подрастающего поколения. Настоящий педагогический опыт реализуется в условиях интеграции дополнительного и общего образования, взаимодействия МБОУ ДОД «Центр детского творчества» и МКОУ «Гимназия №1». Реализуемая  дополнительная образовательная  программа развития творческих способностей детей «Умелые ручки» является ответом на заказ социальных партнеров по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС. Программа реализуется второй год в 1, 2 классах Гимназии.  Решение задач образовательной программы невозможно без использования в системе дополнительного образования творческого подхода. Именно с позиций данного подхода у ребенка закладываются основы специальной грамоты и мастерства, в полной мере раскрываются творческие возможности как педагога, так и ребенка.

1. Теоретическое, программное сопровождение собственной педагогической деятельности

1.1. Теоретическая основа педагогического опыта
Психологи и педагоги (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.С. Комарова и др.) подчеркивают, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в детстве, и является условием последующего развития личности человека, его успешной творческой деятельности. С этих позиций актуализируется необходимость активного поиска наиболее эффективных средств развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста. Одним из таких средств рассматривается декоративно-прикладное творчество. Понятие творческого потенциала данные авторы трактуют как синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера; как интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития; как совокупность реальных возможностей в достижении поставленных целей творческой деятельности.
Культура творчества — краеугольный камень фундамента формирующейся личности ребенка, раскрытия и развития его потенциала.
Философы определяют творчество как порождающую нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью деятельность, особое внимание уделяя окончательному результату (конкретному продукту творческой деятельности). Творчество предполагает не повторение и запоминание существующего, а «порождение образа» (В. П. Зинченко), позволяющего взглянуть на мир иначе, новой точки зрения, с другой стороны, продвижения вперед в сравнении с тем, что было прежде, придать сущему новый вид, «порядок». Изготовление изделий декоративно-прикладного творчества — деятельность, которая уникальна перспективным видением всего процесса. Продумывая модель, ребята хорошо представляют объект своей работы. Дети овладевают различными приемами декоративно-прикладного творчества, что стимулирует самостоятельную творческую деятельность и, как следствие этого, развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала личности.

1.2. Федеральные государственные образовательные стандарты     как основа внеурочной деятельности в современных условиях

    ФГОС дает конкретный механизм внеурочной и урочной деятельности, который развивает мотивацию ребенка, обеспечивает саморазвитие. В рамках ФГОС определены такие понятия как результат внеурочной деятельности  и эффект внеурочной деятельности.
    Внеурочная деятельность  рассматривается как формы активности, посредством которых происходит развитие индивидуальных интересов, склонностей, способностей школьников, приобретение ими собственного социально-культурного опыта. Являясь важной составной частью образовательной деятельности школьника, предполагает развитие компетентности к обновлению личностных, метапредметных, предметных компетенций.
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход в обучении.

1.3. Системно - деятельностный подход в обучении младших школьников

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания. Личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в нашем случае, внеурочной. Реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; существенное повышение мотивации и интереса к учению; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

1.4. Программное сопровождение
педагогической деятельности

         Для решения задач педагогической деятельности разработана образовательная программа «Умелые ручки», целью которой является развитие творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи программы:
- развивать первичные навыки у детей в рисовании, лепке, работе с бумагой;
- познакомить с различными материалами в изобразительной деятельности: красками (гуашь, акварель), цветными карандашами, цветными мелками и др., и с возможными их комбинациями;
- воспитывать творческую активность детей, что способствовало бы устойчивому желанию творить как самостоятельно, так и коллективно;
- развивать способности восприятия, особых качеств творческого воображения на основе соотношения индивидуального и коллективного, созидательных начал, связанных с передачей художественных традиций в различных видах изобразительного искусства.
Программа реализуется с учетом идей системно-деятельностного подхода, принципов развивающего обучения, с применением проектной, игровой технологии обучения. Методы обучения: проблемно-познавательный, исследовательский, наглядный, самостоятельная работа.

2. Реализация дополнительной образовательной программы с целью развития творческих способностей детей

Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий, психологического и педагогического аспектов развития креативности и творческих способностей школьников явились основанием для разработки нами специальной программы «Умелые ручки», которая успешно была внедрена и апробирована в детском объединении Центра детского творчества.
Структуру программы составили несколько техник декоративно-прикладного творчества : аппликация, рисование, лепка, тестопластика, бумагопластика (оригами). Весь процесс обучения направлен на расширение общего кругозора детей, формирование эстетического и художественного вкуса, на развитие психологической основы креативности (способности оригинально мыслить, принимать самостоятельные решения, варьировать в поисках решения на поставленную задачу и т. д.), а также мыслительной активности и интеллекта детей, т. к. работа в техниках ДПИ развивает мелкую моторику руки, что в свою очередь способствует развитию второй сигнальной системы человека.
Реализация образовательной программы осуществляется с учетом факторов, влияющих на творческое развитие детей: ориентация ребенка на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных творческих продуктов, возможность действовать с мыслями и предметами, воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды.
В качестве стимуляторов развития креативности у детей используются: психологическая безопасность, психологическая свобода, эмпатическое понимание и свобода от оценок, принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия, атмосфера дозволенности, любви и спонтанности.

Условия развития творческого потенциала детей:
 - общение детей с образцами декоративно-прикладного искусства;
 - создание атмосферы для эмоционального, образного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства;
 - включение ребёнка в разные виды художественной деятельности, основанные на материале декоративно-прикладного искусства;
 - создание предметно - развивающей среды на основе народного декоративно-прикладного искусства, дающей возможность каждому ребенку проявить свои индивидуальные особенности, творческие возможности;
 - направленность процесса обучения на творческое отражение впечатлений от произведений народного декоративно-прикладного искусства;
 -учёт индивидуальных особенности каждого ребенка.
 Одним из важнейших факторов развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста является использование специальных методов и приемов. В процессе использования данных методов у детей проявляются новые оригинальные способы изображения, активизируется поиск соответствующих выразительно-художественных средств для воплощения замысла. К ним относятся следующие  методы и приёмы:
- метод вызывания адекватных эмоций. Данный метод позволяет установить ассоциативную связь с уже имеющимся опытом, дающую возможность с помощью произведений декоративно-прикладного искусства восстановить увиденное и пережитое раньше. Его назначение состоит в том, чтобы вызвать у детей определенные чувства, эмоции, настроение, адекватные состоянию увиденных произведений;
- тактильно-чувственный метод. Специфика данного метода заключается в том, что в процессе восприятия произведения декоративно - прикладного искусства дети прикасаются к материалу, из которого оно изготовлено (дерево, пенопласт, глина, шерсть, бумага), мнут его в руках (глина). Этот метод позволяет активизировать чувства детей при непосредственном соприкосновении с материалом, почувствовать его тепло;
- метод «оживления» детских эмоций с помощью литературных и песенных образов». Сущность данного метода состоит в том, чтобы при помощи специально подобранных литературных и музыкальных образов «оживить» эмоциональную память детей;
- метод музыкального сопровождения. Особенность данного метода состоит в том, что при восприятии детьми произведений декоративно-прикладного искусства звучит музыка, характер которой созвучен данному произведению, то есть происходит одновременное воздействие на зрительный и слуховой анализаторы.

В основе организации учебного процесса лежит усложнение тематики материала по принципу расходящейся концентрической пирамиды, где каждый последующий тематический концентр представляет собой логическое продолжение и дополнение предыдущего, а так же одновременно является определенным этапом в формировании у школьников практических умений владения изучаемыми техниками. Содержание заданий построено на принципе пошагового усложнения, позволяющего незаметно для детей переводить их на более сложный уровень овладения предметными навыками, что способствует созданию комфортной атмосферы для ребенка, созданию основы эмоциональному переживанию ребенком ситуации успеха, а следовательно максимального проявления самостоятельной творческой деятельности.

С целью организации индивидуальной творческой деятельности школьников в процессе создания изделий нами использованы специально разработанные творческие задания и упражнения, нацеленные на развитие определенных психологических показателей креативности. Содержание и форма проведения этих упражнений может варьироваться в зависимости от вида учебного занятия и вида учебной деятельности: викторины, соревнования, игровые паузы, тесты самопроверки и т. д. Основу этих упражнений составили тесты диагностики креативности. Введение этих упражнений в структуру учебного занятия позволило нам не только разнообразить содержание занятия, не только стимулировать интерес и творческую активность детей, но и мотивировать их личностно-эмоциональную заинтересованность в выполнении этих заданий. Вот пример некоторых из них: «Собери узор», «Орнаментальное лото».

Организация учебно-эмоционального пространства на занятиях- сопровождение самостоятельной деятельности эмоциональными переживаниями, возникающими в связи с эффектом неожиданности заданий-  является основой создания ситуации успеха. Стимулированию творческой активности на занятиях способствуют основополагающие принципы индивидуализации и дифференциации заданий по уровням сложности, что способствует формированию положительной «Я-концепции» у воспитанников.

Творческая деятельность индивидуальна, а ее формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения детей в учреждениях дополнительного образования. В центре художественной творческой деятельности школьников находятся изделия, выполненные различными способами, видами ДПИ, имеющими сложную структуру, цветовое оформление. Каждое выполненное произведение в целом несет в себе глубокий смысл, функциональное, художественно-эстетическое значение. Вкладывая в свою работу любовь и талант, ребята создают простые и наивные изделия, но в них проявляются их взгляды и чувства. Каждый выполненний предмет обретает форму, дополненную декоративными украшениями в виде орнамента, изображений птиц, зверей, сюжетных сцен, а также дополнительных деталей: бахромы, подвесок и др. Выбранный декор помогает учащимся выявить особенности формы и строения изделия.
Различные варианты рисунков, в которых своеобразно и нелепо отражаются фантастические сказочные мотивы, стимулируют развитие креативного мышления детей. Комбинируя детали различных форм, цветов, соотнося их с личными особенностями и традициями промысла, учащиеся проявляют творческое воображение, личное художественное творчество, следуя собственному вкусу, а также образцам представленных работ.
Анализ предложенных работ является основой для создания собственных изделий. В разработке и выполнении изделия особую роль играет материал, подсказывающий форму, вид и технику исполнения украшения, а также возможность эксперимента с формой и техникой. Это, по-нашему мнению, является одним из главных условий развития творческой деятельности детей проявления потребности в художественном самовыражении.

Приобретая навыки работы в различных техниках,  школьники активно используют различные способы комбинирования видов ДПИ, дополняя их стилевым оформлением. Это способствует развитию у детей творческой смелости в поиске и разработке вариантов изделий.

Последовательность процесса развития творческих способностей школьников в процессе обучения заключается в планировании действий в соответствии с установленными взаимосвязями критериев и показателей развития креативности, выявленными условиями, способствующими ее развитию, применением форм и методов для получения необходимого результата. Источниками для развития креативности выступили:
1) практические занятия обучения по образовательной программе «Умелые ручки»;
2) опыт ведущих практиков;
3) промежуточные и итоговые выставки детских работ;
4) личные беседы со школьниками;
5) накопленный в ходе собственной профессиональной деятельности личный практический опыт (опыт создания изделий).
Таким образом, усвоение основ техник аппликации, лепки, рисования, тестопластики и бумагопластики способствует развитию творческой активности, креативности у школьников.

3. Результаты реализации образовательной программы

3.1. Развитие творческой активности детей

В процессе развития творческих способностей школьников происходит переоценка детьми уровня имеющихся у них знаний, умений и навыков, повышается личная самооценка и уверенность в своих способностях, повышается творческая активность.

Реализация вышеперечисленных педагогических условий способствует проявлению творческой активности, развитию способностей и творческой деятельности. В процессе создания произведений декоративно-прикладного искусства создается свободная, непринужденная обстановка, организованная среда, соответствующая потребностям детей. Выбирая художественный материал для создания изделий, дети имеют возможность свободно экспериментировать с ним, делать то, что подсказывает интуиция. Свобода действий необходима ребенку в качестве условия его творческого развития. В результате реализации своих потребностей у ребят появляется состояние творческой самоидентификации, совместная творческая деятельность педагога и учащегося на занятиях в учреждениях дополнительного образования способствует данному процессу и является продолжением индивидуального творчества детей.

В целях исследования степени влияния практического овладения детьми техниками декоративно-прикладного творчества на развитие у них креативности использовались следующие методы изучения: анализ продуктов практической деятельности (изделий) и проявления индивидуальной творческой активности в процессе их создания; выявление динамики уровней развития психологических показателей креативности и соответствующего уровня практического навыка; реализация образовательной программы с использованием системы развивающих упражнений.

Проведенное исследование явилось основанием для теоретического обоснования критериев и показателей творческой деятельности и проявления творческих способностей:
1. Интеллектуальные проявления творчества:
— оригинальность;
— беглость.
2. Степень владения инструментами и материалами:
— умение работать с прикладными материалами;
— умение работать с опорной схемой;
— владение различными действиями с используемым материалом.
3. Степень реализации художественного эскиза будущего изделия:
— умение выполнять замысел в рисунке;
— владение способами цветного декора;
— умение составлять узор;
— умение определять пропорции рисунка.
4. Степень проявления креативности в практической деятельности:
— умение соотносить эскиз и готовое изделие;
— умение выбрать материал;
— владение способами дополнительного декора изделия, знание и владение приемами анализа опорных схем;
— знание и владение различными техническими приемами;
— владение навыками качественного выполнения изделия.

Нами были выделены следующие уровни сформированности творческих способностей детей: репродуктивный, поисково-исполнительский, творческий.

Зачастую, состав учебной группы является и разным по уровням владения техниками ДПИ, а также развитию практических предметных умений и навыков. Поэтому, чтобы сохранить у детей познавательный интерес и реализовать принцип разноуровневого обучения, необходимо введение в практику методик, определяющих степень сформированности и развитости базового умения и навыка владения материалом и технологией выполнения изделий.Анализ литературы выявил отсутствие подобных методик. Именно поэтому нами была разработана и внедрена методика диагностики начального уровня развития умений и навыков при работе  в техниках аппликации, рисования, лепки, бумагопластики и тестопластики.

Для оценки выполненных образцов плетения используются следующие критерии:
· Соответствие схеме (узору);
· Качество выполнения изделия ;
· Время выполнения задания.

Результаты диагностики являются основой для деления детей на группы уровней развития начального практического навыка, что позволяет практически реализовать личностно-ориентированный подход в обучении. Основное внимание дальнейшего обучения переносится на познавательную практическую деятельность каждого ребенка, являющуюся отражением индивидуальных возможностей и способностей. А это, в свою очередь, позволяет определить систему заданий для каждой уровневой группы.

Предложенная методика позволяет выявить навыки конструирования, определения последовательности операций, навыки работы с расходным материалом и его практическим использованием. Содержание тестового материала можно легко адаптировать другим видам декоративного творчества: вязанию, вышивке и др., практическое освоение которых обязательно опирается на работу с технологическими картами.

Анализируя динамику изменения уровней мастерства, увеличение не только количественного, но и качественного показателя выполненных школьниками изделий, нам представляется возможным сделать вывод об эффективности разработанной нами методики и развивающих упражнениях. Работы, выполненные детьми, несут в себе огромную положительную энергетику, смысловую и эмоциональную значимость. А поскольку все работы выполнены в различных техниках, индивидуальной манере, то вместе они являются яркой иллюстрацией эффективности программы «Умелые ручки».

3.2. Развитие универсальных учебных действий воспитанников

Реализация образовательной программы позволяет развивать следующие универсальные учебные действия:

Познавательные общеучебные действия:
·        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
·        Выделение познавательной цели;
·        Выбор наиболее эффективного способа решения;
·        Смысловое чтение.

Логические универсальные учебные действия:
·        Анализ объектов
·        Синтез как составление частей целого;
·        Доказательство;
·        Установление причинно-следственных связей;
·        построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
·        Постановка вопросов;
·        Умение выражать свои мысли  полно и точно;
·        Управление действиями партнера (оценка, коррекция).

Регулятивные универсальные учебные действия:
·        Целеполагание;
·        Волевая саморегуляция;
·        Прогнозирование уровня усвоения;
·        Оценка;
·        Коррекция.


3.3. Образовательные достижения воспитанников

Результативность реализации образовательной программы подтверждают результаты участия воспитанников в образовательных и воспитательных событиях, конкурсной деятельности районного, областного и федерального уровней (2011-2012 гг.):

-диплом победителей районного конкурса, посвященного Дню Матери;
-лауреат муниципальной научно-практической конференции НОУ «Поиск»;
-диплом лауреата районного фестиваля-конкурса «Арт-Форум»;
-диплом за I место в муниципальном этапе фестиваля-конкурса «Красота спасет мир»;
-дипломы регионального фестиваля «Экология. Творчество. Дети»;
- диплом лауреата XLIV региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области;
- лауреаты областного этапа конкурса детского изобразительного искусства и художественно-прикладного творчества «Сказочная страна детства» в рамках XIV Международного Фестиваля «Детство без границ»;
- участники региональной выставки-конкурса декоративно-прикладного и художественного творчества «Красота Божьего мира»;
- лауреат III степени Всероссийского конкурса «Ангел вдохновения»;
- победитель областного фотоконкурса поделок из природных материалов «Шишка плюс шишка, получился мишка»;
- победитель Всероссийского конкурса прикладного творчества «Дары осени».

4. Методическое сопровождение педагогического опыта

        Методическое сопровождение опыта составляет образовательно-методический комплекс:
- образовательная программа «Умелые ручки»;
- специальная литература по техникам декоративно-прикладного творчества;
-методические рекомендации (периодика);
- разработки тем и занятий;
- иллюстративный и раздаточный материал;
- набор диагностик по определению уровня мотивации, уровня развития творческого потенциала детей, универсальных учебных действий.

5. Распространение педагогического опыта

        Настоящий педагогический опыт обобщен и транслирован посредством:
- мастер-класса в рамках областного методического объединения прикладников, флористов, дизайнеров (2012 г.) Участники мастер-класса – педагоги дополнительного образования города Омска и Омской области;
- мастер- класса в рамках областного методического объединения педагогов дополнительного образования «Школа ремесел» на базе МБОУ ДОД «Центр детского творчества» (2012 г.) Участники мастер-класса – педагоги дополнительного образования образовательных учреждений С. Азово, р.п. Кормиловка, с. Оконешниково, г. Тара, с. Горьковское, с. Москаленки;
- создания личного сайта.

 Перспективы  развития педагогической деятельности

- расширение возрастного диапазона воспитанников, разработка образовательной программы для обучающихся средних классов;
- разработка образовательных программ, реализующих ФГОС, для развития творческих способностей и универсальных учебных действий средствами современных техник декоративно-прикладного творчества (квиллинг, модульное оригами и др.);
-разработка образовательных программ учебно-исследовательской направленности;
- активное использование ИКТ в процессе реализации существующей образовательной программы.

Список литературы

1. Амонашнили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / - М. - 1996.
2. Борисова, Е. Развитие творческих способностей старших дошкольников в рисовании / Е. Борисова // Дошкольное воспитание. - №4. - 2002.
3. Варки, Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варки // дошкольное воспитание. - 2003.
4. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок - М. - 1972.
5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / В.В.Давыдов, Т.В.Драгунов, Л.Б.Ительсон и др. / Под ред. А.В.Петровского - М.: Просвещение. - 1979.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. / Л.С. Выготский, 3-е Изд. - М.: Просвещение. - 1991.
7. Грибовская, А.А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-школьников / А.А. Грибовская - М.: МИГГКРО. - 1999.
8. Доронова, Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 1.
9. Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. - М.: Наука. - 1983.
10. Кульчинская, Н.Л. Игры в музее / Н.Л. Кульчинская, А.А. Кульчинская // Человечек - 2003.
11. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству. Художественное развитие детей в семье / А.А. МеликПашаев, 3.Н. Новлянская. – М. – 1987.
12. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности / В.А. Моляко // Вопросы психологии. - 1994. - №5.
13. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность школьников / Л. Прохорова - 1996.
14. Рид, Г. Культура и мир детства / Г. Рид - М. - 1988.
15. Скоролупова, О.А. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством / О.А. Скоролупова - М.: Скрипторий. - 2003.
16. Сластенин, В. А. и др. Педагогика: Учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия». - 2002.
17. Утехина, А.Н. Интегративная программа «Лингва». Программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.Н. Утехина, Т.И. Зеленина. – Ижевск - 2000.  
18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, М, Просвещение, 2010.

1 комментарий:

  1. Habanero Golden Glaze | Lacbet カジノ シークレット カジノ シークレット 온라인카지노 온라인카지노 10bet 10bet 8657Football ufc prop bets - Thtobet

    ОтветитьУдалить