Методический конструктор внеурочной деятельности


Методический конструктор внеурочной деятельности
Первый элемент конструктора – 10 видов внеурочной деятельности
v     познавательная деятельность;
v     игровая деятельность;
v     проблемно-ценностное общение;
v     досугово-развлекательная деятельность;
v     художественное творчество;
v     социальное творчество (социально-преобразовательная деятельность);
v     трудовая (производственная) деятельность;
v     спортивно-оздоровительная деятельность;
v     техническая деятельность;
v     туристско-краеведческая деятельность.

Второй элемент конструктора - воспитательные результаты
  и эффекты внеурочной деятельности
Ø      Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

Ø      Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения  на процесс развития личности ребенка (последствие результата)
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Первый уровень – приобретение школьником социального знания (об общественных нормах, об устройстве общества,  о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Выделение трех уровней результатов  внеурочной деятельности позволит:
- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о результатах;
- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
-  выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
-  диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности;
- оценивать качество программ внеурочной деятельности по достижению результатов, соответствие избранных форм предполагаемым результатам.
Третий элемент конструктора – содержание внеурочной деятельности, ориентированное на результат

социальное творчество













1. Приобретение школьником  социальных знаний
Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
КТД (коллективно-творческое дело).
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социальный проект.

3. Проблемно-ценностное общение









1. Приобретение школьником  социальных знаний
Этическая беседа
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дебаты, тематический диспут
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательные
результаты


Приобретение школьником  социальных знаний
(1 уровень)
Формирование ценностного отношения к реальности
(2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)
Формы внеурочной деятельности






Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах


Школьные спортивные
турниры и оздоровительные акции

Спортивные и оздоровительные
проекты школьников
в окружающем школу социуме


Интеграция возможностей общего и дополнительного образования
при организации внеурочной деятельности
Механизмы интеграции:
Ø      разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
Ø      кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
Ø      предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
Ø      взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
Ø      совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Методический конструктор внеучебной деятельности
Вид внеучебной
деятельности
Образовательные
формы
Уровень результатов
внеучебной деятельности
Преимущественные формы достижения результата
1. Игровая
Ролевая игра
Деловая игра
Социально-моделирующая игра
1. Приобретение школьником  социальных знаний
Ролевая игра
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Деловая игра
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социально-моделирующая игра




2. Познавательная
Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.
Дидактический театр, общественный смотр знаний.
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
1. Приобретение школьником  социальных знаний

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дидактический театр, общественный смотр знаний.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)




3. Проблемно-ценностное общение











Этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия
1. Приобретение школьником  социальных знаний

Этическая беседа

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Дебаты, тематический диспут

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов
Вид внеучебной
деятельности
Образовательные
формы
Уровень результатов
внеучебной деятельности
Преимущественные формы  достижения результата
4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.
Школьные благотворительные концерты, выставки
1. Приобретение школьником  социальных знаний
Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Школьные благотворительные концерты, выставки, фестивали




5. Художественное творчество
Кружки художественного творчества.
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.
Социальные проекты на основе художественной деятельности
1. Приобретение школьником  социальных знаний
Кружки художественного творчества.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социальные проекты на основе художественной деятельности




6. Социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность)












Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).
КТД (коллективно-творческое дело).
Социальный проект.
1. Приобретение школьником  социальных знаний
Социальная проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
КТД (коллективно-творческое дело).

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социальный проект.


Вид внеучебной
деятельности
Образовательные
формы
Уровень результатов
внеучебной деятельности
Преимущественные формы  достижения результата
7. Трудовая (производственная) деятельность
ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.
Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».
Субботник, детская производственная бригада.
1. Приобретение школьником  социальных знаний
ЛЕГО-конструирование, кружки технического творчества, кружки домашних ремесел.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Трудовой десант, «Город мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».
3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Субботник, детская производственная бригада.




8. Спортивно-оздоровительная
деятельность
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
Школьные спортивные турниры.
Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.
1. Приобретение школьником  социальных знаний
Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Школьные спортивные турниры.

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.




9. Туристско-краеведческая деятельность





Образовательная экскурсия
Туристический поход
Краеведческая экспедиция
Туристско-краеведческая экспедиция
1. Приобретение школьником  социальных знаний
Образовательная экскурсия

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Туристический поход

3. Получение опыта самостоятельного социального действия
Краеведческая экспедиция
Туристско-краеведческая экспедиция

Алгоритм разработки конструктора
1.        определите специфику  направлений, реализуемых  вашим УДОД,  условия приема обучающихся в детские объединения
2.        проанализируйте  контингент обучающихся. Определите, есть ли среди них дети из неблагополучных семей, дети с девиантным поведением, дети «особой заботы», талантливые дети
3.        охарактеризуйте ресурсную, учебно-материальную базу, уровень методического обеспечения;   их доступность, достаточность, востребованность, целесообразность
4.        проанализируйте уровень гарантированности защиты прав личности обучающихся ( психологическая, социальная,  физическая безопасность  обучающихся), укажите виды программ, реализуемых вашим УДОД, современные формы итоговой аттестации обучающихся, методы, способы и средства оценивания результатов обучающихся.
5.        определите степень включенности семьи в образовательный процесс; оказание социально-педагогической помощи семьям в развитии духовно-нравственных качеств личности обучающихся
6.        оцените  уровень информированности обучающихся о результатах их деятельности, общественном признании,  востребованности в социуме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий