Методический конструктор внеурочной
деятельности
Первый элемент конструктора – 10
видов внеурочной деятельности
v
познавательная деятельность;
v
игровая деятельность;
v
проблемно-ценностное общение;
v
досугово-развлекательная деятельность;
v
художественное творчество;
v
социальное творчество
(социально-преобразовательная деятельность);
v
трудовая (производственная) деятельность;
v
спортивно-оздоровительная деятельность;
v
техническая деятельность;
v
туристско-краеведческая деятельность.
Второй элемент конструктора -
воспитательные результаты
и эффекты внеурочной деятельности
Ø
Воспитательный
результат внеурочной деятельности – непосредственное
духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином
виде внеурочной деятельности.
Ø
Воспитательный
эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного
духовно-нравственного приобретения на
процесс развития личности ребенка (последствие
результата)
УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Первый уровень – приобретение
школьником социального знания (об
общественных нормах, об устройстве общества,
о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и
т.д.) Достигается
во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень – получение
школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Достигается в дружественной детской среде
(коллективе)
Третий уровень – получение
школьником опыта самостоятельного
общественного действия.
Достигается во взаимодействии с социальными
субъектами
Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволит:
- разрабатывать
образовательные программы внеурочной деятельности с четким представлением о
результатах;
- подбирать
такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата
определенного уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов
одного уровня к другому;
- диагностировать результативность и
эффективность внеучебной деятельности;
- оценивать
качество программ внеурочной деятельности по достижению результатов,
соответствие избранных форм предполагаемым результатам.
Третий элемент конструктора –
содержание внеурочной деятельности, ориентированное на результат
социальное
творчество
|
1.
Приобретение школьником социальных
знаний
|
Социальная
проба (инициативное участие ребенка в социальной акции, организованной
взрослыми).
|
2.
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
|
КТД
(коллективно-творческое дело).
|
|
3.
Получение опыта самостоятельного социального действия
|
Социальный
проект.
|
3.
Проблемно-ценностное общение
|
1.
Приобретение школьником социальных
знаний
|
Этическая
беседа
|
2.
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
|
Дебаты,
тематический диспут
|
|
3.
Получение опыта самостоятельного социального действия
|
Проблемно-ценностная
дискуссия с участием внешних экспертов
|
МЕТОДИЧЕСКИЙ
КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательные
результаты
|
Приобретение
школьником социальных знаний
(1
уровень)
|
Формирование
ценностного отношения к реальности
(2
уровень)
|
Получение
опыта самостоятельного общественного действия
(3
уровень)
|
Формы
внеурочной деятельности
|
Занятия
спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах
|
|
|
Школьные
спортивные
турниры
и оздоровительные акции
|
|
||
Спортивные
и оздоровительные
проекты
школьников
в
окружающем школу социуме
|
Интеграция возможностей общего и
дополнительного образования
при организации внеурочной
деятельности
Механизмы
интеграции:
Ø
разработка и осуществление совместных программ и
проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
Ø
кооперация ресурсов и обмен ресурсами
(интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми,
материально-техническими и др.);
Ø
предоставление услуг (консультативных,
информационных, технических и др.);
Ø
взаимообучение специалистов, обмен передовым
опытом;
Ø
совместная экспертиза качества внеурочной
деятельности.
Методический конструктор внеучебной
деятельности
Вид внеучебной
деятельности
|
Образовательные
формы
|
Уровень результатов
внеучебной деятельности
|
Преимущественные формы достижения результата
|
1. Игровая
|
Ролевая игра
Деловая игра
Социально-моделирующая игра
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Ролевая игра
|
2. Формирование ценностного
отношения к социальной реальности
|
Деловая игра
|
||
3. Получение опыта
самостоятельного социального действия
|
Социально-моделирующая игра
|
||
|
|
|
|
2. Познавательная
|
Викторины, познавательные игры, познавательные
беседы.
Дидактический театр, общественный
смотр знаний.
Детские исследовательские
проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады,
конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Викторины, познавательные игры, познавательные
беседы.
|
2. Формирование ценностного
отношения к социальной реальности
|
Дидактический театр, общественный
смотр знаний.
|
||
3. Получение опыта
самостоятельного социального действия
|
Детские исследовательские
проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады,
конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)
|
||
|
|
|
|
3. Проблемно-ценностное общение
|
Этическая беседа, дебаты,
тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Этическая беседа
|
2. Формирование ценностного
отношения к социальной реальности
|
Дебаты, тематический диспут
|
||
3. Получение опыта
самостоятельного социального действия
|
Проблемно-ценностная дискуссия с
участием внешних экспертов
|
||
Вид внеучебной
деятельности
|
Образовательные
формы
|
Уровень результатов
внеучебной деятельности
|
Преимущественные формы
достижения результата
|
4. Досугово-развлекательная
деятельность (досуговое общение)
|
Культпоходы в театры, музеи,
концертные залы, выставки.
Концерты, инсценировки, праздники
на уровне класса и школы.
Школьные благотворительные
концерты, выставки
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Культпоходы в театры, музеи,
концертные залы, выставки.
|
2. Формирование ценностного
отношения к социальной реальности
|
Концерты, инсценировки, праздники
на уровне класса и школы.
|
||
3. Получение опыта
самостоятельного социального действия
|
Школьные благотворительные
концерты, выставки, фестивали
|
||
|
|
|
|
5. Художественное творчество
|
Кружки
художественного творчества.
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе,
школе.
Социальные проекты на основе
художественной деятельности
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Кружки
художественного творчества.
|
2. Формирование ценностного
отношения к социальной реальности
|
Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе,
школе.
|
||
3. Получение опыта
самостоятельного социального действия
|
Социальные проекты на основе
художественной деятельности
|
||
|
|
|
|
6. Социальное творчество
(социально значимая волонтерская деятельность)
|
Социальная проба (инициативное
участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).
КТД (коллективно-творческое
дело).
Социальный проект.
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Социальная проба (инициативное
участие ребенка в социальной акции, организованной взрослыми).
|
2. Формирование ценностного
отношения к социальной реальности
|
КТД (коллективно-творческое
дело).
|
||
3. Получение опыта
самостоятельного социального действия
|
Социальный проект.
|
Вид внеучебной
деятельности
|
Образовательные
формы
|
Уровень результатов
внеучебной деятельности
|
Преимущественные формы
достижения результата
|
7. Трудовая (производственная)
деятельность
|
ЛЕГО-конструирование, кружки
технического творчества, кружки домашних ремесел.
Трудовой десант, «Город
мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».
Субботник, детская
производственная бригада.
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
ЛЕГО-конструирование, кружки
технического творчества, кружки домашних ремесел.
|
2. Формирование ценностного
отношения к социальной реальности
|
Трудовой десант, «Город
мастеров», сюжетно-ролевые игры «Почта», «Фабрика».
|
||
3. Получение опыта
самостоятельного социального действия
|
Субботник, детская
производственная бригада.
|
||
|
|
|
|
8. Спортивно-оздоровительная
деятельность
|
Занятия
спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
Школьные
спортивные турниры.
Социально значимые спортивные и
оздоровительные акции-проекты.
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Занятия спортивных секций, беседы
о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.
|
2. Формирование ценностного
отношения к социальной реальности
|
Школьные
спортивные турниры.
|
||
3. Получение опыта
самостоятельного социального действия
|
Социально значимые спортивные и
оздоровительные акции-проекты.
|
||
|
|
|
|
9. Туристско-краеведческая
деятельность
|
Образовательная экскурсия
Туристический поход
Краеведческая экспедиция
Туристско-краеведческая
экспедиция
|
1. Приобретение школьником социальных знаний
|
Образовательная экскурсия
|
2. Формирование ценностного
отношения к социальной реальности
|
Туристический поход
|
||
3. Получение опыта
самостоятельного социального действия
|
Краеведческая экспедиция
Туристско-краеведческая
экспедиция
|
Алгоритм
разработки конструктора
1.
определите специфику направлений, реализуемых вашим УДОД,
условия приема обучающихся в детские объединения
2.
проанализируйте
контингент обучающихся. Определите, есть ли среди них дети из
неблагополучных семей, дети с девиантным поведением, дети «особой заботы»,
талантливые дети
3.
охарактеризуйте ресурсную, учебно-материальную
базу, уровень методического обеспечения;
их доступность, достаточность, востребованность, целесообразность
4.
проанализируйте уровень гарантированности защиты
прав личности обучающихся ( психологическая, социальная, физическая безопасность обучающихся), укажите виды программ,
реализуемых вашим УДОД, современные формы итоговой аттестации обучающихся,
методы, способы и средства оценивания результатов обучающихся.
5.
определите степень включенности семьи в
образовательный процесс; оказание социально-педагогической помощи семьям в
развитии духовно-нравственных качеств личности обучающихся
6.
оцените
уровень информированности обучающихся о результатах их деятельности,
общественном признании, востребованности
в социуме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий