УМК Дидактические материалы


Справочные материалы к разделу:»Тестопластика»
Азы работы с соленым тестом

Готовим тесто
Классический рецепт соленого теста (по книге  Ирины Ханановой «Соленое тесто»):
  • Мука - 300 гр (2 чашки)
  • Соль - 300 гр (1 чашка)
  • Вода - 200 гр (200 мл)
ВАЖНО!!!!  Мука и соль идут в пропорциях
1:1 по ВЕСУ, а не по ОБЪЕМУ!!!


Мука: лучше всего подойдет белая пшеничная мука высшего сорта. Мука не должна
 содержать никаких дополнительных компонентов. Блинную муку использовать
категорически запрещается (при сушке изделия поднимутся и потрескаются).
Соль: лучше всего подойдет соль "Экстра", так как она самого мелкого помола.
 Йодированную соль использовать нежелательно, так как она содержит неоднородные
 вкрапления, что изделие не украсит.
Вода: лучше всего использовать чистую ледяную воду. Вода должна быть как
 минимум холодной.

К классическому варианту возможны добавки: 1 столовая ложка картофельного
крахмала (увеличивает пластичность материала) и/или 1-2 чайные ложки обойного
клея (повышает прочность изделия).
Мне больше всего нравится простой классический рецепт, пробовала с добавками –
не понравилось.
Из приведенных пропорций получается довольно много теста, так как оно не хранится
долго лучше замешивать меньшие порции (просто делим все на 2, 3 и т.д.).В рецепте
важно точно отмерить ингридиенты, поэтому рекомендую пользоваться специальными
мерными инструментами.  

Замес теста:
Существует несколько теорий "правильного" замеса соленого теста. Первый вариант:
смешать соль и муку и постепенно небольшими порциями добавлять воду. Этот
вариант основывается на недостаточной точности измерения ингридиентов и
позволяет регулировать соотношение воды "на глазок". Я же пользуюсь точными
 измерителями и предпочитаю второй вариант замеса: растворяю в воде соль и
добавляю всю муку, перемешиваю в миске и дальше довымешиваю на столе. При
таком варианте строго соблюдая пропорции  классического рецепта тесто получается
идеальной консистенции, и при вымешивании на столе не требует  добавления муки.
Цветное тесто:
Лепить изделия можно как из белого, так и из цветного теста. Цветное тесто обычно
готовится под конкретный проект, когда вы знаете сколько и какого цвета вам нужно.
 Делать цветное тесто "впрок" бессмысленно, так как оно не хранится долго.
Цветное тесто можно замесить двумя способами:
  1. Добавить краситель в воду в самом начале. Этот вариант подходит, если вам
  2.  нужен достаточно большой объем теста одного цвета.
  3. В кусочек уже вымешанного теста добавляется краситель и замешивается
  4. внутрь (см. фото). Таким образом можно приготовить любое количество и
  5. объем цветного теста. Минус этого способа лично для меня - сильно пачкаются
  6. руки от красителя. Советую такие замесы проводить над раковиной (краска
  7. может капнуть или брызнуть).
В качестве красителя можно использовать практически все что красится :) на ваш вкус:
 пищевые красители, акварель, гуашь, акриловые краски, красивый коричневый цвет
дает какао. Порошковые красители нужно предварительно разбавить водой, при этом
следует уменьшить количество воды соответственно в рецепте.
Хранение теста:
Замешанное тесто нужно положить на пару часов в холодильник (лучше на ночь).
Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике в полиэтиленовом пакете или в
пластмассовом контейнере с крышкой (см. фото). Цветное тесто лучше хранить в
отдельных контейнерах по цветам.
При длительном хранении тесто отсыревает, спасти его можно дополнительным
вымешиванием в смеси мука-соль. Для этих целей рекомендую в отдельной баночке
хранить эту смесь, предварительно пропорционально ее смешав (не забываем считать
 пропорции по ВЕСУ,  а не по объему). Тесто не должно липнуть к рукам, если оно
липнет, добавляйте мукосольную смесь.
При работе с тестом доставать его из контейнера лучше маленькими порциями. На
воздухе тесто заветривается и покрывается коркой.
Работа с тестом
Для работы с соленым тестом не требуются никакие специальные дорогостоящие
инструменты, все что нужно можно найти у себя дома. Я пользуюсь вот такими
основными инструментами и приспособлениями:
  1. Резиновый мат для резки формата А3. Он хорош тем, что к нему не прилипает
  2. тесто, на нем можно безбоязненно резать ножом и пользоваться инструментами,
  3.  которые могу повредить поверхность стола. Его легко мыть и сушить.
  4. Набор стеков (пластмассовые и деревянные). Стеки необходимы, хотя бы
  5. парочка, какие именно и из какого материала несущественно, это вопрос вкуса и
  6.  привычки.
  7. Алюминиевая фольга. Вещь крайне необходимая. На куске фольги формируется
  8. и собирается изделие и потом переносится для сушки.
  9. Лопаточка с тонким краем. Нужна для того чтобы подцепить и перенести
  10. отдельные детали изделия. Необязательно она должна быть точно как у меня.
  11.  Вы сами можете придумать что использовать для этих целей.
  12. Перочинные ножики. Нужны для обрезки деталей, нанесения насечек и проч..
  13. Пинцет. Для манипуляций с мелкими деталями.
  14. Баночка с водой и кисточка. Нужны для склеивания деталей изделия между
  15. собой.
  16. Расческа с частыми зубьями. для нанесения орнамента и насечек. Незаменима
  17. при изготовлении корзинок.
  18. Зубочистки. Очень часто используются. Служат для нанесения орнамента и
  19. насечек, в объемных изделия так же могут выполнять роль каркаса (например,
  20. соединяют голову и туловище).
  21. Деревянная палочка для суши. Очень удобный инструмент, хорошо всегда
  22. иметь под рукой. Ей хорошо делать разной формы углубления и проч..
В принципе, еще к основным инструментам можно отнести скалку и чеснокодавку, но
я лично ими пользуюсь редко.
Так же в процессе лепки вам помимо основных инструментов могут понадобиться и
 дополнительные приспособления. Например, вот такие:
  1. Бисер и бусины. Служат для украшения. Из них можно выложить надписи,
  2. орнамент, использовать в качестве глаз, носа и проч.. 
  3. Набор насадок для кондитерского шприца. Такие есть, пожалуй, у любой
  4.  хозяйки на кухне. Замечательная и порой незаменимая вещь для нанесения
  5.  отпечатков и орнамента. Разные насадки дают разный эффект.
  6. Экспериментируйте!
  7. Маленькая скалка из детского набора для лепки. Мне такой вполне хватает
 для работы.
8.     Набор фигурок и вырезок. Можно использовать фигурки для печенья или
фигурки из наборов для лепки.
  1. Проволока. Нужная вещь для изготовления каркаса изделия. 
  2. Ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности теста.
  3. Шпажка для канапэ.
  4. Колесико для перевода выкроек. Наносит очень красивые пунктирные насечки.

Сушка готового изделия
Когда изделие полностью готово его необходимо правильно высушить, что бы оно
радовало вас долгие годы. Неправильная сушка может полностью уничтожить
результат предыдущих трудов. Но все не так страшно, достаточно соблюдать простые
правила и у вас все получится.  Основное правило сушки:  никаких резких
перепадов. температур.
По большому счету способов сушки готового изделия существует всего три:
  1. Самый простой - естественный способ. Просто оставьте свое изделие при
комнатной температуре на несколько дней, а то и недель. Ни в коем случае нельзя
сушить изделия на горячей батарее. И так же следует обратить внимание на уровень
 влажности в помещении, соленое тесто хорошо впитывает влагу и может просто размокнуть. 
Естественный способ прост, но очень уж долог.

  1. Второй способ - сушка в духовке. Тут существует масса вариантов и
рекомендаций.  Основное это: изделие следует помещать в холодную духовку и
 начинать сушить на самом маленьком нагреве, постепенно увеличивая. Нельзя
доставать изделие сразу же после сушки из горячей духовке, дайте изделию остыть
 вместе с духовкой постепенно. При сушке в духовке изделие необходимо
постоянно переворачивать, что бы оно высыхало равномерно со всех сторон. 
  1. Наиболее оптимальный способ - смешанный. Это сочетание первого и второго
способов. Для него действуют все те же рекомендации как и для двух предыдущих.


Невысокие изделия (толщиной до 2 см)
Объемные работы (толщиной более 2 см)
1 час при 50 оС
1-2 часа при 50 оС
1-2 часа при 75 оС
2-3 часа при 75 оС
1 час при 100  оС
1-2 часа при 100 оС
1 час при 125 оС
2 часа при 125 оС
0,5-1 час при 150 оС
1 час при 150 оС
Финальная отделка
 готового изделия
После сушки ваше изделие нуждается в финальной отделке. Она может быть
минимальная (например при использовании цветного теста) и состоять только из
покрытия лаком или более сложная, несущая декоративную нагрузку. Такие виды
отделок можно разделить на три категории:
  1. Раскрашивание.
  2. Подрумянивание.
  3. Глазурование.
Я предпочитаю, в основном, раскрашивание красками. На нем остановлюсь
подробнее ниже. Но стоит так же сказать несколько слов о двух других способах.

Подрумянивание: используется для придание изделию определенного оттенка.
Для этого температуру в духовке поднимают до 200 оС, не извлекая изделия от
туда сразу же после сушки. При этом необходимо внимательно следить за изделием
что бы "поймать" нужный оттенок и не спалить его. Так же можно отдельно
подрумянить некоторые детали изделия, для этого остальные части закрываются
фольгой.
Глазурование: проводится обычно на последнем часу сушки при температуре
150 - 200 оС. основные способы глазурования: соляным раствором, молочно-водной
 или яично-водной смесью. Приготовленным раствором каждые 5-10 минут
тщательно и аккуратно смазывается изделие целиком. Раствор наносить нужно
внимательно, так как цвет изделия может получится неровным или могут
образоваться некрасивые подтеки.

Раскрашивание изделия проводят любыми водорастворимыми красками. Я лично
предпочитаю акриловые. На тесто краски ложатся неравномерно, так что перед
раскрашиванием необходимо предварительно прогрунтовать изделие. Это можно
 сделать просто нанеся белую краску и дать ей высохнуть. следующий слой краски
будет ложится уже гораздо ровнее. Но все же лучше использовать специальный грунт
(см. фото). Когда я первый раз попробовала специальный акриловый грунт я поняла
как до этого была неправа. :)))) Он очень хорошо ложится, быстро сохнет и является
идеальной основой под акриловые краски. Перед началом раскрашивания изделия
запаситесь набором акриловых красок, набором тонких кисточек (они не должны быть
 дорогими, мне, как ни странно, не нравятся для этих целей натуральные, синтетика
намного лучше), кисточек должно быть несколько так как ваше изделие наверняка
имеет много деталей разной величины, так же вам понадобится простая палитра для
смешивания краски и получения оттенков (см. фото выше). После того как грунт
полностью высох можно начинать наносить цвет, раскрашивать лучше по цветам
 начиная с основного (которого в изделии больше всего), потом после хотя бы
частичной сушки начинается окрашивание мелких деталей, которое тоже может
 проходить в несколько приемов. После того как наше изделие окончательно просохло
его необходимо покрыть лаком.
Покрытие изделия лаком необходимо проводить на любом изделии, будь то цветное тесто,
подрумянивание, глазурование или раскраска. лак не только придаст вашему изделию
 законченный вид, но и существенно убережет его от  воздействия внешней среды, а
 это означает, что ваше изделие проживет намного дольше. Лак может быть глянцевый
 или матовый на ваш вкус. Можно пользоваться специальным акриловым лаком для
художественных работ, а можно купить строительный лак для дышащих поверхностей
 (дерева и проч). Это не имеет существенного значения, я пользуюсь и тем и другим.
 Строительный лак дешевле, акриловый - водорастворимый и после него проще мыть
 кисточки. лак следует наносить равномерно и тщательно на всю поверхность изделия,
 включая обратную сторону для плоских изделий и подошву для объемных фигурок.
после полного высыхания лака ваше изделие 100% готово. Дальше уже его можно
оформлять по вашему желанию и в соответствии с вашими потребностями. Это
может быть оформление композиции в рамочку, создание из фигурки магнита на
холодильник и еще масса способов, границы которых устанавливает только ваша
фантазия. По поводу советов в оформлении изделий из соленого теста я  расскажу
позже, надеюсь, что смогу привлечь к этому специалиста оформителя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий